Природные сообщества - Виноградова 2 класс 2 часть

1. Обозначь на рисунке цифрами ярусы леса. Подпиши из названия.

1 ярус - деревья

2 ярус - кустарники

3 ярус - трава



2. Разгадай кроссворд.

1) Плод этого дерева - желудь.

2) Это дерево - символ России.

3) "Новогоднее" дерево.

4) Семена этого дерева - летучки

5) Это дерево отличается от "новогоднего" длинными иголками

Ответы:

1) Дуб

2) Ребеза

3) Ель

4) Клен

5) Сосна


3. Вспомни текст из учебника, воспользуйся справочником и допиши предложения.

Дуб живет 800 лет, а береза 100 лет.

Липа живет дольше, а рябина живет столько же, сколько живет береза.


4. Отметь "галочкой" правильный и полный ответ. Объясни свой выбор.

Для роста растению нужны

Тепло, воздух, вода

Тепло, воздух, свет, вода, почва


5. Подпиши названия деревьев.

Береза, клен, липа, дуб.


6. Прочитай стихотворение. О каких деревьях рассказывает поэт? Какие особенности каждого дерева ему удалось подметить?

Мы выходим из деревни,

Ходим по лесам.

Я в названиях деревьев

Разбираюсь сам.

Вот развесистая ива -

Соловьиный дом.

С малахитовым отливом

Клены под бугром.

Белоногие березы

Просятся в стихи.

Длиннокрылы, как стрекозы,

Листья у ольхи.

Дуб стоит, как витязь древний,

Шлемом в небосвод.

Знаю все теперь деревья:

Я ведь лесовод.


7. Подчеркни только травянистые растения.

Береза, папоротник, вороний глаз, ель, калина, ландыш, фиалка, можжевельник, ромашка.


8. Чем белка отличается от бурундука? Обведи цифру с правильным ответом.

1. Бурундук - зверь, а белка - насекомое.

2. У бурундука на спине есть темные полоски, а у белки их нет.

3. Белка устраивает гнездо на зземле под старым пнем, а бурундук - в дупле.


9. Закончи предложения.

Дятел - птица, а муравей - насекомое.

Пчела - насекомое, а белка - зверь.

Крот - зверь, а сова - птица.


10. Закончи высказывания.

Все звери кормят своих детенышей малоком.

Белка - зверь, значит, она кормит детенышей молоком.

Еж - тоже зверь, значит, он кормит детенышей молоком.

Посмотри внимательно на рисунок 4-5 секунд. Постарайся охватить взглядом весь рисунок. Затем переверни страницу и скажи, сколько синиц прилетело на кормушку. Обрати внимание на то, как часть рисунка осталась незамеченной, чтобы в следующий раз быть внимательнее. Если ты играешь с другом, выигрывает тот, кто называет число, наиболее близкое к числу синиц на рисунке.

Отметь "галочкой" одно утверждение.

Я внимательный человек.

Мне нужно тренировать внимание.


11. Отметь "галочкой" правильные высказывания.

Все звери - млекопитающие.

Все насекомые - шестиногие.

У паука шесть ног, значит, он насекомое.


12. Представь, что ты находишься в зимнем лесу. Следы каких животных там можно увидеть?

Заяц, волк, олень, белка, лось, лиса.

Подготовь рассказ о каком-нибудь животном леса. Нарисуй (подбери) иллюстрации к своему рассказу.


13. Закончи предложения.

Тело птиц покрыто перьями. Такой покров помогает птицам летать.

Многие птицы осенью улетают на юг. Их называют перелетными.

Где чей дом? Нарисуй животное рядом с его жилищем.

Ответ:

1) Бобер

2) Крот


14. Напиши, каких перелетных птиц ты знаешь.

Трясогуска, иволка, дрозд, жаворонок, зяблик.

Сочини продолжение истории.

Случай в лесу

Уж - житель леса. Его можно встретить в пожухлой листве, небольшой канавке, на старом, гнилом пне. Однажды Аленка и Коля собирали грибы. Вот на поваленной сухой березе они увидели семейку опят. Вдруг оттуда вылез уж! Ребята бросились бежать, и все закончилось хорошо.


15. Соедини линией рисунок и подпись к нему.

Опиши какое-нибудь растение. Ответь на вопросы: как оно называется? каков его внешний вид? где оно растет?

Ромашка - вот его название. Это трава. Она растет повсеместно. Это лекарственное растение.


16*. Прочитай стихотворение. Как в вороньем гнезде появился необычный "ребенок"? Нарисуй иллюстрацию.

Птенцы

У вороны

Пять птенцов,

Пятеро

Веселых сорванцов,

Пятеро

Уселись на суку,

Каждый

Проглотил

По червяку.

Четверо

Сказали:

- Карр, спасибо!

А один:

- Ах, мамочка,

Ку-ку!


17*. Постарайся по памяти нарисовать какого-нибудь жука (например, божью коровку). Расскажи, что ты знаешь о нем: каков его внешний вид, где живет, чем питается и т.д.


18. Верно ли переданы сведения о жизни животных в этом стихотворении? Можно ли его назвать шуточным?


Проверь себя

Выполни задания и оцени свою работу.

1. Егор сделал такую схему-рисунок.

Как ты думаешь, прав ли он? Есть ли у природы враги и друзья? Или каждое живое существо по-своему необходимо природе?

Ответ: нет, у природы нет врагов и друзей

2. Прочитай стихотворение. Какие леса описывает поэт?

Кругом пестреет лес зеленый;

Уже румянит осень клены,

А ельник зелен и тенист,

Осинник желтый бьет тревогу,

Осыпался с березы лист

И, как ковер, устлал дорогу...

Ответ: лиственный лес (смешанный)

3. Сравни дерево, которое выросло на просторе, с теми, которые выросли в чаще. Чем они различаются?

Ответ: на просторе дерево выросло лучше.

4. Прочитай стихотворение. О каком растении идет в нем речь?

Родился ландыш в майский день, и лес его хранит.

Мне кажется, его задень - от тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг, и птицы, и цветы....

Давай послушаем, а вдруг услышим - я и ты?


19. Назови объекты неживой природы, состоящие из воды.

Ответ: пар, лед, снег, град, облако, айсберг


20. Отметь "галочкой" свойства воды.

Не имеет запаха.

Имеет цвет.

Принимает форму любого сосуда.

Не имеет цвета.

Не прозрачна.

В ней отражаются предметы.

Отгадай загадки.

Заря-заряици, красна девица,

По полу гуляла, бусы потеряла.

Месяц увидел, солнце подняло.

Ответ: Роса

Бел, да не сахар, ног нет, да идет,

На всех садится, а тепла боится.

Ответ: Снег


21. Напиши, какие бывают водоемы.

Море, река, пруд, ручей, болото, озеро, океан.


22. Закончи высказывание.

Вода может находится в трех состояниях: жидком, твердом и газообразном.


23. Соедини линией рисунок и подпись к нему.

Прочитай в учебнике рассказ "Путешествие капельки". Сделай к нему рисунок-схему "Как капелька путешествовала".

Проведи опыты и ответь на вопрос: какие предметы плавают, а какие тонут?

Спичечный коробок в воде не тонет.

Пластмассовый кубик в воде не тонет.

Лист бумаги в воде не тонет.

Гвозди в воде тонут.

Кусок дерева в воде не тонет.



24. Все ли правильно обозначено на рисунке? Исправь ошибки, если они есть.


25. Прочитай потешку "Щука". Объясни, почему щукам не нужна никакая другая "наука". К каким рыбам - растительноядным или хищным - относится щука?

Щука

Хватать, глототь умеют щуки - другой не нужно им науки!

Ответ: Щука - хищная рыба. Она умеет хватать и глотать - и больше ей никак не надо уметь.

1. Сделай два рисунка-схемы. На одном - река вытекает из озера. На другом - река впадает в озеро. Отметь на схемах исток и устье.

2. Сделай подписи к рисункам.

Жители морей и океанов


26. Закончи предложения.

Рыбы-хищницы питаются другими рыбами.

Другие рыбы питаются планктоном и растительностью.

Все земноводные рождаются в воде. Тритон - земноводное, значит, он рожден в воде.

Подготовь рассказ о каком-нибудь обитателе водоема. Подбери к рассказу иллюстрации.


27. Отметь только земноводных.


28*. Составь пищевые цепи.

Колосья злаков, орел, лиса, мышь, волк, еж, рысь, заяц, осина, шишки, белка.

Колосья злаков > мышь > орел

Шишки > белка > волк

Осина > еж > лиса


29. Верны ли эти высказывания?

Пруд, озеро - просные водоемы. (верно)

Морская вода соленая, поэтому море называют соленым водоемом. (верно)


30. Сделай подписи к рисункам.

Рогоз, жук-плавунец, кувшинка, выдра, уклейка, щука, камыш, утка кряква, карп, пиявка, рак, осока.

31*. Правильно ли составлена пищевая цепь?

Касатка - тюлень - треска - сельдь - личинки крабов - мелкие растения.

Ответ: Нет, надо наоборот

Выпиши в правый столбец названия зверей, а в левый - названия насекомых.

Левый столбец: пчела, комар, шмель, оса, муха, бабочка, клоп, стрекоза

Правый столбец: заяц, еж, барсук, белка,бобр, лягушка, жаба, волк, лось, зубр


Проверь себя

Выполни задания. Не спеши обращаться за помощью, лучше загляни еще рав в учебник.

1. Закончи предложения.

На Земле много различных водоемов: реки, озера, болота, ручьи, моря, пруды и океаны.

Самый большой водоем на Земле - тихий океан

Ребенок лягушки - лягушенок

2. Отметь правильный ответ.

А.

Бобры - рыбы, потому что живут в воде.

Бобры - звери, потому что рождают живых детенышей и кормят их молоком.

Бобры - земноводные, потому что могут жить как на суше, так и в воде.

Б.

Земноводные - животные, которые могут жить только в воде.

Земноводные - животные, которые могут жить только на суше.

Земноводные - животные, которые могут жить и в воде, и на суше.

В.

Кувшинка - растение луга.

Кувшинка - растение водоема.

Кувшинка - растение леса.

3. Найди ошибку.

В лесу под березами были заросли камыша.

4*. Прочитай стихотворение. Благодаря чему зародилась жизнь на Земле?

Вся в черемухе белой, Вода вышла замуж за Небо!

Это было не знаю когда, на Земле никого еще не было.

И у них родились мотыльки, родились голубые стрекозы,

Родились золотые жуки, родились облака и березы,

И ужи, и бобры, и лисицы, и плакучие ивы, и цапли

Родились из таинственной капли.

Ответ: благодаря воде


32. Отметь только насекомых.

Напиши, каких животных ты можешь увидеть на лугу.

Ответ: крот, еж, мышь


33. Закончи высказывания.

У паука восемь ног, значит, паук - это не насекомое.

У таракана шесть ног, значит таракан - это насекомое.

У кузнечика шесть ног, значит кузнечик - это насекомое.


34. Придумая названия к стихотворениям. Впиши пропущенные слова.

Ящерица

Вот ящерица мчится, прохожих не боится.

На хвост лишь наступите - оставит под ногой:

- Пожалуйста возьмите, найду себе другой!

Клевер

Здесь у рощицы березовой клевер весело цветет,

И его "пчелиной кашкой" называет наш народ.

Тысячелистник

Тысяча листиков, столько же цветков,

Тысячелистник называем мы его.

Одуванчик

Носит одуванчик желтый сарафанчик,

Подрастет - нарядится в беленькое платьице,

Легкое, воздушное, ветерку послушное.


35*. Отметь правильные высказывания.

Тысячелистник - растение ядовитое, его животные не едят.

Тысячелистник - растение полезное, его используют как лекарство для лечения ран.

Сурепка - лекарственная трава. Ее настой дают детям при плохом аппетите.

Сурепка - сорняк, растение бесполезное.

Придумай подобное задание про крапиву.


36. Объедини слова в три группы. Объясни, по какому признаку их можно объединить.

Лягушка - болото - комар

Улей - цветок - пчела

Капуста - гусеница - бабочка


37. Соедини стрелочкой начало и конец высказываний.

Любимая еда бабочек - сок разных цветков.

Жук-плавунец - хищник.

Рот у бабочки - длинный тонкий хоботок.

Любимая еда кузнечиков - различные травинки.

Понаблюдай за развитием картофеля. Посади клубень картофеля в горшок или в ящик. Запиши дату (число, месяц) появления ростка, листьев. Запиши название месяца, в котором появятся у картофеля цветки, клубни.

Дата появления ростка 10 июня

Дата появления листьев 29 июня

Картофель зацветает в 3 июля

Клубни картофеля появляются 29 августа

1. Положи клубень картофеля в теплое место. Накрой газетой. Запиши дату появления ростка.

2. Посади клубень в землю. Запиши дату появления ростка. Сравни даты.


38. Соедини название растения с рисунком, на котором изображено место его произрастания.


39. Придумай задание о животных, если известны такие условия.

Птицы - 2, звери - 4, насекомые - 6, пауки - 8.

Ответ: Всего было 20 животных. Птиц было в два раза больше, чем зверей, но в два раза меньше, чем насекомых, сколько было животных, если известно, что пауков было шесть?


40. Нарисуй любое растение, из которого получают зерно. Подпиши его части.


41. Соедини линией рисунок и подпись к нему.

Закончи сказку.

"В корзинке лежали: капуста, тыква, морковь, чеснок, перец и укром. Вдруг тыква сказала: "Я самая главная среди вас, потому что я самая большая". "А я самый маленький", - прошептал укроп"...


42*. Расположи овощи последовательно: от самого легкого к самому тяжелому (пронумеруй названия).

Капуста - 5

Тыква - 6

Картофель - 3

Лимон - 2

Помидор - 1

Свекла - 4


Проверь себя

Напиши, где можно встретить эти растения и этих животных.

Пшеница, василек, овес, подсолнух, мышь - луг.

Кувшинка, рогоз, лягушка, цапля - болото.

Муравей, сосна, лиса, сова, дятел - лес.

Найди в саду или в лесу улитку. Положи на прозрачное стекло или зеркало. Понаблюдай, как она передвигается. Обрати внимание на ее внешний вид. Сравни улитку со слизнем. Чем они похожи? Чем различаются?

Ответ: у слизня, в отличие от улитки, нет раковины, но у обоих склизкие тела, оставляющие слизь


43. Назови растения сада по плодам.


44. Раскрась ветки рябины. Одна из них - летняя, другая - осенняя.

Нарисуй свои любимые фрукты и ягоду.


45. Разгадай кроссворд.

Ответы:

1) рябина

2) яблоня

3) клубника

4) малина

5) крыжовник

6) вишня

7) слива